Метод Монтессори: плюсы и минусы

Монтессори материалы

Метод раннего развития Монтессори: плюсы и минусы

 

Вопросы раннего развития волнуют большинство современных родителей, заботящихся о благополучном будущем своего ребенка. Многие современные родители рассматривают для своих малышей вариант посещения детского центра, где с малышом ранним развитием будут заниматься профессиональные педагоги.

 

 

Родители, живущие на юге Москвы или в Новой Москве: в Бутово, в Коммунарке, в Щербинке, в Подольске последнее время получили огромный выбор подобных детских заведений. Так малыши могут посещать занятия в детских клубах расположенных в своем же районе, не выезжая из Бутово. Какие-то детские центры работают давно, какие-то детские клубы открылись в Бутово совсем недавно. Все они разные и работают по разным методикам детского развития. Неискушенным родителям, не посвященным в педагогику или специфику отдельных методов раннего развития, довольно трудно выбрать лучший детский центр для своего малыша. Про наш детский центр в Бутово вы можете прочитать здесь.

 

Ряд детских садов и центров Бутова предлагают раннее развитие малышей по методике Марии Монтессори. Родителям малышей, выбирая в качестве ключевой педагогической методики метод Монтессори, следует уделить время на ознакомление с его принципами. Созданный в послевоенной Европе врачом Марией Монтессори, этот метод был разработан для деток с отставанием в развитии. Эта методика прекрасно проявила себя для детей, которым сложно учиться в обычном темпе, сложно усваивать материал, предлагаемый педагогом. Дети, которых надо было не столько научить наукам, сколько приспособить к повседневной жизни. Обучаясь по методу Монтессори, они делали успехи.

chudochado-quote

Но за 100 с лишним лет существования методики многое в обществе изменилось, и важнее всего, что очень сильно изменились дети. Теперь этот метод обучения подходит далеко не всем, и нужно хорошо понимать его плюсы и минусы.

 

Плюсы

 

  • Возможность развития в индивидуальном темпе. Поскольку педагогу отведена главным образом роль наблюдателя, он не давит на ребенка, пытаясь привести его к соответствию каким-либо критериям. Не руководит, не учит, а лишь наблюдает, как ребенок познает учебный материал самостоятельно.

 

  • Познание через открытие. Главный принцип системы подразумевает, что дети самостоятельно приходят к определенным выводам в процессе выполнения различных действий, а потому с раннего возраста развиваются мышление, наблюдательность, аналитические способности и самостоятельность – один из принципов методики звучит как «помоги мне сделать это самому»

 

  • Коллективная работа в смешанных возрастных группах. Метод Монтессори основан на взаимопомощи, когда дети больше учатся друг у друга, чем у взрослых. Именно поэтому в группах присутствуют ребята различного возраста: от детей ясельного возраста до дошколят.

 

монтессори занятие

Минусы

 

  • Оторванность от современной реальности. Нужно иметь в виду, что методика Монтессори создавалась для детей с ограниченными возможностями, чтобы помочь им адаптироваться для жизни в реальном мире. Большая же часть современных детей попадают в противоположный от аутизма полюс – гиперактивность и дефицит внимания. Это обусловлено насыщенной информационной средой и по прогнозам специалистов в ближайшие годы только усугубится. Для таких деток данная методика не подходит – они просто не получают заложенной в нее пользы. Например, приучения к порядку, которое заявлено в методике, часто не происходит: дети не могут сосредоточенно работать над одним материалом, а быстро потеряв интерес, бросают его и переключаются на следующий.

Последнее время психологи и педагоги все чаще советуют подход, обратный методу Монтессори. Чтобы побороть дефицит внимания у ребенка лучше заниматься с ним в практически пустой комнате, тщательно дозируя количество пособий и материалов на каждый вид деятельности. Так активному малышу будет гораздо легче сосредоточиться на одном и довести свое дело до конца. В наших детских центрах Чудо-Чадо, работающих по методике Н.А. Зайцева, все учебные пособия убраны в шкафы, чтобы не создавать информационный шум, и не отвлекать малыша от занятия с педагогом.

 

  • Полная свобода выбора деятельности. Дети, которых длительное время не ограничивали в перемещениях в пространстве и которые привыкли сами выбирать вид деятельности на занятии, позже могут испытывать проблемы с соблюдением школьной дисциплины, не говоря уже о том, что полученных ими знаний может не хватить для начальных классов современной школы.

В детских центрах Чудо-Чадо занятия проходят по четким руководством педагога. На наш профессионально-педагогический взгляд, свобода выбора деятельности малыша может быть вполне реализована дома, когда у ребенка масса времени, он может спокойно выбирать, чем ему заняться и исследовать мир в этом направлении. Наши же занятия дают ребенку то, что трудно реализовать родителям дома: научить малыша работать в группе, слушать и выполнять инструкции педагога, умение слушать сверстников, уметь соревноваться и выигрывать. Эти навыки чрезвычайно будут необходимы ребенку в детском коллективе, в саду, в школе.

 

  • Формирование группы по интересам, а не по уровню развития и возрасту. Этот принцип формирования группы учащихся хорош, если у педагога не стоит задача научить ребенка в короткий срок, дать ему весь набор необходимых знаний и навыков. Когда в одной группе собраны разные по развитию и возрасту дети, продвижение группы идет значительно медленнее. В группах с большой разницей в возрасте при совместной работе и работе с преподавателем либо старшим детям будет скучно, либо младшие будут отставать и потеряют интерес.

В наших центрах наиболее эффективными и комфортными для ребенка мы считаем занятия в зоне ближайшего развития. Мы обязательно формируем группы из детей, близких не только по возрасту, но и по уровню подготовки. Это позволяет ребенку чувствовать себя и успешно, и мотивированно.

 

  • Методика не ориентирована на подготовку к школе: в ней не заложено эффективного метода обучения чтению (тем более на русском языке), письму, целенаправленного развития эрудиции и знакомства с окружающим миром, а ведь все это поможет ребенку уверенно чувствовать себя в первом классе. Занятия по программам Чудо-Чадо специально нацелены на легком и эффективном обучении чтению и математике. Сороко-минутное занятие очень насыщенно. Здесь с обучением грамоте и счету мы попутно даем все основные знания об окружающем мире. Развиваем слуховую и зрительную память, учим ребенка учиться.

 

монтессори дома

 

В детских центрах Чудо-Чадо мы с большим уважением относимся к методике Марии Монтессори, но не придерживаемся ее в чистом виде. В условиях современной реальности многие ее принципы устарели, либо подходят только малышам 1-3 лет или детям с особенностями развития. Мы считаем, что данная методика хороша только при возможности длительного погружения ребенка в развивающую среду, что не осуществимо на коротких занятиях пару раз в неделю. Некоторая польза, возможно, будет и от коротких занятий, особенно для младшего возраста, т.к. методика содержит в себе множество возможностей для раннего развития.

 

В наших детских центрах элементы этой методики интегрированы в занятия. Методика построена на связи логики, мелкой моторики и способности к самообучению через наблюдение и эксперимент. Часть пособий этой методики мы с успехом используем на продолжительных занятиях в детском саду, однако основное внимание уделяется более подходящим для современных детей методикам.

chudochado-quote

Основные принципы методики Монтессори мы рекомендуем применять дома, причем даже не обязательно покупать дорогостоящие пособия. Ведь методика изначально строится на предметах из реального мира: шнурках, застежках, кнопках, бусинах, щеколдах.

Дайте малышу возможность возиться с крупами, нанизывать макароны, шнуровать новую (чистую) обувь, поворачивать ключи, застегивать молнии на сумках, мыть чашки. Пусть ребенок сам выберет, чем заниматься сегодня, дайте ему возможность открывать мир самостоятельно под вашим присмотром. Проявляйте терпение, поощряйте любознательность, дайте ребенку развиваться естественно, исследуя мир вокруг него. И используйте лучшие элементы методики Монтессори дома, помня про ее девиз «Помоги мне сделать это самому».

 

А если вам хотелось бы ближе познакомиться с этой и другими методиками раннего развития, которые мы используем в своих занятиях, вы можете прийти на пробное занятие по программе Мама и Малыш.

 

Вам также может быть интересно:

 

Как развить у ребенка внимание и память? Эффективные игры на развитие для детей с 3 лет
Занятия для малышей 1-3 лет в детском центре Чудо-Чадо Занятия ранним развитием в группах с мамами и без.
Занятия для детей 3-5 лет в Чудо-Чадо Обучение чтению и математике, Творчество, Английский язык для детей.

 


чудо-чадо директор

 

Директор детских центров «Чудо-Чадо»

Казакова Галина Ганриевна